Эффективна ли антитабачная реклама?
Антитабачная реклама условно делится на несколько основных посланий, которые изображены при помощи визуальных и вербальных символов. Так, можно отнести ряд рекламных сообщений к основному посылу – курение убивает, где изображается сигарета и ее вред – как правило, здесь используются изображения оружия, пуль, тел под простынями и т.д. Другая группа визуальных сообщений рассказывает о вреде пассивного курения, то есть, когда дым отравляет воздух и наносит вред окружающим. Третья – о вреде, который наносится собственному здоровью. Отдельным направлением антитабачной рекламы можно считать проблематику детского курения.
Но насколько все-таки эффективна антитабачная реклама? Всего несколько лет назад ученные и исследователи, опросив более 100.000 подростков, пришли к неутешительному выводу – реклама против курения не только не мотивирует бросить курить, а еще и напротив – закрепляет интерес к сигаретам. Как это происходит? По мнению психологов, некурящий человек не замечает подобную рекламу. А курящий не акцентирует внимание, в каком контексте он видит сигарету – это просто знакомый образ и он в любом случае вызовет желание достать сигарету и закурить.
Почему же реклама, которая зачастую балансирует на грани фола, а иногда даже и пересекает эту границу этичности и психологического комфорта, не действует? Возможно, дело в двойных стандартах, которые навязываются обществу через СМИ, кино, шоу-бизнес и т.д. Все понимают, что необходимо бороться с курением, но при этом абсолютно не против того, что герои из фильмов курят сигары или сигареты, а женщины из мелодрам так красиво и изящно пускают ментоловые дымки, становясь еще более привлекательными.
Одна из нашумевших историй, которая тоже вскрыла всю неискренность и искусственность антитабачных кампаний, произошла 10 января 2014 года. В США на 73-м году жизни умер актер и модель Эрик Лоусон, тот самый ковбой Marlboro, которые долгие годы рекламировал эту марку сигарет, но также принимал участие и в антитабачных кампаниях. Как выяснилось, он умер от хронического обструктивного легочного заболевания, которое развилось у него из-за курения. Так что, антитабачная кампания для него самого прошла очень неудачно. К слову, двое других мужчин, снимавшихся в рекламе этой марки сигарет, также умерли от рака легких и от эмфиземы. Повлияло ли это на фанатов сигарет Marlboro?
Несмотря ни на что, социальная реклама против курения с каждым годом продолжает напоминать о том, что курение – это вред. Во многом, приемы, которые используются в рекламе, устарели, они копируются и только немного видоизменяются. Чтобы привлечь внимание к проблеме, многие рекламные агентства создают намеренно шокирующую рекламу, которая, безусловно, не проходит незамеченной, но определить степень ее эффективности не представляется возможным.
Мы собрали самые интересные рекламные решения по антитабачным кампаниям, и будет интересно узнать, зацепили ли вас какие-то из этих изображений, и повлияли ли на ваше решение бросить курить.
Ознакомьтесь с услугами нашего агентства. |